Youtube-канал

Telegram-канал

Что искать?

Последние новости….

Календарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

 

Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела. 
       ο    внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим
             образом этому человеку не вредит.

 

О ком можно подавать записки?
       ο    любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник
             или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют
             подавать записку о нем.

 

О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:

       ο    самоубийц;
       ο    не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
       ο    усопших, причисленных к лику святых:
                             например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
                              Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
                              молятся за нас;

       ο    убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены
             в Православие.

Не следует подавать записки о них.

 

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
       ο    при наличии официального медицинского заключения,
             свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии
             помешательства, в невменяемом состоянии;

       ο    и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное
             поминовение: 

                            для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей
                             епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение
                             на отпевание самоубийц; 

       ο    отпевание без такого благословения будет самочинным
             и непозволительным.

 

Возможное поминовение самоубийц дома: 
       ο    Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию
             близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно,
             должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего
             (имя человека)».

 

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме? 
       ο    если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику
             на исповеди.

 

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: 
       ο    вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания
             с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь  
             припомнить того человека, чье имя вы вписываете – это уже
             молитва за него.

 

Порядок написания имен в поминальных записках: 
        ο    желательно – разборчивым подчерком. Лучше всего – печатными
              буквами;
        ο    имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения
              и уменьшительно-ласкательных форм;
        ο    имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии,
              об упокоении «кого?»;
        ο    все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя
              упомянуто в Святцах:
                          •    если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах
                               (не православное имя; имя, придуманное в советский период),
                               то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам
                               необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в
                               Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
                               Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
                          •    если выяснить имя, данное при крещении, не представляется
                               возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен
                               в Православие, то можно указать его не православное имя
                               (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника
                               информацию о том, что поминаемый человек был крещен
                               – (крещ.);
                         •    если вы не знаете полного христианского имени человека и
                              не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя
                              в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его
                              в своих частных молитвах.
        ο    если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти),
              пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень
              длинные записки священник имеет возможность прочитать
              внимательнее.

 

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
        ο    первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
                         •    патриарха  …., митрополита …., архиепископа ….,
                               епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
                               протоиерея – игумена ….,  иеромонаха …., иерея ….,
                               архидиакона …., протодиакона ….,  иеродиакона ….,
                               диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
                               послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
        ο    далее следует имя вашего духовного отца – священника, который
              вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
        ο    затем перечисляются детские имена:
                         •    младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
                         •    отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
        ο    теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
              сначала мужские имена, а затем женские: 
                         •    ваши родители;
                         •    свое имя;
                         •    имена членов вашей семьи, близких и родных;
                         •    имена ваших благодетелей;
                         •    если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
                              недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
        ο    по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
             «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
              спасения всем без исключения, православным христианам, имена
              которых вы могли забыть, или не знать.

 

В какой период службы лучше всего подавать записки? 
        ο    чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих
              и усопших, записки следует подавать до начала Божественной
              Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне,
              с вечера (см. расписание).

 

Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках: 
        ο    не указываются:
                         •    фамилии и отчества,
                         •    звания и титулы,
                         •    степени вашего родства;
        ο    не пишется «старица»/ «старец», а  указывается конкретный титул
              поминаемого вами священнослужителя;
        ο    в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном
              сокращении):
                         •    воина;
                         •    болящего – (болящ.);
                         •    путешествующего – (путеш.);
                         •    заключенного – (закл.);
                         •    заблудшего – (забл.);
                         •    страждущего – (стражд.);
                         •    озлобленного – (озлоб.);
                         •    учащегося – (учащ.);
                         •    скорбящего – (скорб.);
                         •    беременной (непраздной) – (непразд.).
        ο    в записках «Об упокоении» не пишут:
                         •    убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души
                              усопшего;

 

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках: 
        ο    в записках «Об упокоении» добавляют:
                         •    новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
                              кончины;
                         •    приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) —
                              усопший, имеющий в этот день памятную дату:
                                                 — день смерти,
                                                 — день именин
                                                 — и день рождения усопшего. 

 

Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
        ο    о единоразовом поминовении;
        ο    о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

 

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. 

 

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

 

Записки подаются для поминовения: 
        ο    на проскомидии.  Подается обычная записка:
                                            •    «О Здравии»,
                                            •    «Об упокоении»; 
        ο    на сугубой ектении. Подается заказная записка:
                                            •    «О Здравии»:
                                                          —   за путешествующих или тяжко болящих
                                                                 членов прихода,
                                                          —   когда хотят помолиться об успешном
                                                                 совершении благого дела.
                                            •    «Об упокоении»:
                                                         —   только о новопреставленных и только на
                                                                заупокойной  литургии;
                                                         —   в воскресные дни, в праздники,
                                                                предпразднества и попразднества в день
                                                                памяти святого или праздник, когда
                                                                служится полиелей или славословная
                                                                служба, поминовение усопших «на сугубой»
                                                                не совершается; 
        ο    на молебне.  Подается заказная записка:
                                            •    «О Здравии»; 
        ο    на сорокоусте. Подается  заказная записка:
                                            •    «О Здравии»,
                                            •    «Об упокоении»; 
        ο    на панихиде.  Подается заказная записка:
                                            •    «Об упокоении».

 

Краткое описание поминовения на проскомидии: 
        ο    Проскомидия – это часть Литургии, во время которой приготовляют
                                           хлеб и вино для Таинства Причащения;
        ο    поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без  чтения
              во всеуслышание;
        ο    сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,
              священником вынимаются частицы и укладываются в определенном
              порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее
              ясли, в которых родился Спаситель):
                         •    «Агничная» частица служит для Причащения;
                         •    “Богородичная”, вынимается в честь Божией Матери и кладется
                               по левую сторону от Агнца;
                         •    “Девятичинные” частицы, вынимаются в честь святых:
                                                              —   Иоанна Крестителя,
                                                              —   пророков,
                                                              —   апостолов,
                                                              —   святителей,
                                                              —   мучеников и преподобных,
                                                              —   бессребреников,
                                                              —   Иоакима и Анны
                                                              —   и того святителя, имени которого
                                                                      совершается литургия.
                              Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
                         •    из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых – о Патриархе,
                              епископах, пресвитерах и диаконах;
                         •    из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших –
                              Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
        ο    затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после
              прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из
              просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
              ”Помяни, Господи, (указывается написанное имя)“. Эти частицы
              также кладутся на дискос. Это – первое  поминовение тех,
              чьи имена написаны в поданных  записках;
        ο    частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю
              Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
        ο    следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
              поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти
              записки подавал
. Они, после окончания Таинства Причащения,  будут
              внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех
              богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной»
              частицы), все они пропитаются Божественной кровью,  исполнятся
              святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах
              возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в
              записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от
              приносимой на Престоле очистительной жертвы.
        ο    т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
              на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые
              совершают и совершали поминаемые нами люди.

 

Просфоры, подаваемые на проскомидию: 
        ο    каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной
              и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы
              и за здравие, и за упокоение;
        ο    таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
        ο    мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
              о здравии и об упокоении – это благочестивый обычай;
        ο    мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к.
              количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

 

Сугубая ектенья: 
        ο    ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в
              храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
        ο    т.о. –  заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины
              помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
        ο    на записке необходимо написать:
                         •    «Сугубая ектенья»;
                         •    указать случай, по которому вы просите молитв общины:
                              новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
                              путешествующего/ей.

 

Краткое описание поминовения на сугубой ектении: 
        ο    имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения
              Евангелия;
        ο    начинается сугубая (усиленная) ектения:
                         •    общий призыв к Богу, троекратное “Господи, помилуй!” Диакон
                              призывает: “Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить)
                              вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!”;
                         •    в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать
                              их молитву и помиловать их: “Господи, Вседержителю, Боже
                              отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и
                              помилуй. – Помилуй нас, Боже…”;
                         •    все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о
                              священнослужителях (притче церковном) и о всей “во Христе
                              братии нашей”, о властях и воинстве…;
                         •    Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над
                              нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть
                              чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),
                              прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого
                              храма сего;
                         •    в последнем прошении диакон призывает помолиться о
                              плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
                              Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих
                              людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
        ο    во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной
              записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает
              молитвы. 

              Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя
              имена из записок;
        ο    в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об
              умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им
              все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях
              праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в
              своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное,
              где все праведные обретают покой. 

 

Виды Молебнов: 
        ο    Молебен – это усердная молитва о живых в различных житейских
                                   нуждах. 
        ο    Общественные молебны – совершаются в дни храмовых праздников, на
                                                              Новый год, перед началом учения детей, при
                                                              стихийных бедствиях, эпидемиях  и т. д. 
        ο    Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е.
                                                 заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в
                                                 Церковной лавке, какой именно:
                                                                •    без водосвятия;
                                                                •    или водосвятный – совершается малое
                                                                     освящение воды, после чего она
                                                                     раздается верующим.
        ο    Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после
              утрени и вечерни (см. расписание). 

 

Заказная записка о здравии с Молебном: 
        ο    в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает
              имена поминаемых на ектений;
        ο    затем эти имена повторяет священник перед престолом;
        ο    после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом
              Богослужение, при котором:
                         •    просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
                         •    или благодарят Бога за уже полученные блага -
                              благодарственный молебен;
        ο    Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и
              уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую
              жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником,
              нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .

 

Особенности заполнения записки на Молебен: 
        ο    сначала указываю, кому возносится молебен:
                         •    Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих
                               и др.);
                         •    Божией Матери (разным Ее иконам);
                         •    почитаемым святым;
        ο    затем пишется, о здравии он или об упокоении;
        ο    и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное
              пение.

 

Панихида: 
        ο    это заупокойная треба;
        ο    она совершается только по крещенным;
        ο    Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно
              отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты,
              отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

 

Заказная записка об упокоении с Панихидой: 
        ο    в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен
              усопших:
                         •    диакон гласно произносит на ектений их имена,
                         •    затем имена повторяет перед  Алтарем священнослужитель,
                         •    а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит
                              после окончания Литургии.

 

Заказная записка на Сорокоуст: 
       
 ο    Сорокоуст – это молебен, который совершается Церковью ежедневно
                                      в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из
                                      просфоры;
        ο    подается об  упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
        ο    как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по
              смерти христианина.

 

Особенности Сорокоуста о Здравии: 
        ο    в современной Православной Церкви в России укоренилась практика
              заказа сорокоуста о живых;
        ο    такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных
              Преданиях;
        ο    Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается
              Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.